З гісторыі вакальна - інструментальнага ансамбля


«Песняр, по моему разумению, не только собственно профессионализм, это – образ жизни, образ мыслей, образ поведения»
                                          В.Г.Мулявин

Жизненное кредо В. Г. Мулявина
«Лично меня волнует только одно: работа. Новые песни, новые программы, непохожие на предыдущие, люди, которые нас будут слушать. Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в хвосте. Песня современна лишь тогда, когда она волнует сегодня, а по возрасту это может быть очень старая песня, как, например, те, что поем мы. Песня станет для всех, когда в основе ее мысль, волнующая людей, вечная проблема, большое чувство. Любовь, разлука, горе, радость, тысячи оттенков человеческих чувств и отношений, отлившиеся в народных песнях слова-формулы, «ходячие» истины».

            
Заспявай ты мне песню такую,
Каб душу мне паліла яна,
Каб у ёй ты нядолю людскую
I ўсё вычарпаў гора да дна. Я.Колас

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Его предки были довольно зажиточными сибирскими купцами, держали свои магазины и получили хорошее образование, но с приходом советской власти были раскулачены. Отец Владимира Мулявина, Георгий Мулявин, был простым рабочим на заводе «Уралмаш», хорошо играл на гитаре, обладал музыкальным талантом, но рано ушёл из семьи, и матери Владимира, Акулине Сергеевне, пришлось воспитывать одной троих детей – старшего Валерия, Владимира и Наташу. Впоследствии Владимир Мулявин вспоминал, что мать почти не видел. Ее зарплата швеи была очень маленькой, чтобы обеспечить семью Акулине Сергеевне приходилось много работать и поэтому дети росли самостоятельными. Позже Владимир Мулявин рассказывал: «Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет».
Владимир рано пристрастился к музыке.  В 12 лет Мулявин самостоятельно освоил игру на балалайке, затем научился играть на гитаре, и начал этим зарабатывать, играя в поездах, переходах и на улицах. К 14 годам он неплохо играл не только на гитаре и балалайке, но и на других струнных инструментах. 
Вначале он с женой и дочерью жил в съёмной квартире, но вскоре получил квартиру от филармонии, под номером тринадцать. По странному совпадению, его последним адресом был дом номер тринадцать по улице Беды в Минске. Это была фамилия известного лётчика, но друзья и близкие артиста позже совпадением это не считали – скорее, роковым стечением обстоятельств. А тогда, в 1960-х годах Владимир Мулявин был молод, востребован как музыкант и занимался любимым делом. В то время Владимира больше других жанров начала привлекать народная музыка.
 ЛЯВОНЫ
"Лявонам"
Живая музыка покуда не забыта,
И парни не забыты – балагуры.
Связала вас и музыка и дружба,
Мы помним задушевных песен звоны.
Прощай пора солдатская и служба,
Вы многим ей обязаны – "Лявоны".
В своем пути вы были непокорны –
Мир музыки к себе так славно манит.
В земле черпали вы истоки-корни,
Земля всегда права и не обманет.
Проникли в душу глубоко и крепко,
Не думайте, что это снятся сны.
То плачет одиноко ваша скрипка,
То гнутся у дороги три сосны.
Звучали песни для людей набатом,
Постой "Лявон", немного поостынь.
Войну я вовсе не прожил солдатом,
Но вижу словно наяву Хатынь.
Улыбку дополняли вы усами –
Они врастали в ваши лица.
Вы выбрали свою дорогу сами,
Ну как за вас не помолиться?
В 1965 году Владимир Мулявин был призван в армию, служил под Минском, но даже в армии Мулявин не оставлял занятия музыкой, создал вокальный квартет и принимал участие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Именно там, в армии, собрался первый состав будущей группы «Песняры» Вспоминал Владислав Мисевич: «Служили мы в разных ротах, но место репетиций было у всех общее – Дом офицеров. Там танцевали, играли разную музыку … подслушивали тайком «Голос Америки», джазовые композиции. Уже тогда Володя был потрясающим аранжировщиком!».
На одном из выступлений коллектив Мулявина аккомпанировал народной артистке Белоруссии Нелли Богуславской. И однажды она попросила, чтобы ей кто-нибудь подпел одну фразу. Услышав вокал Мулявина, она спросила: «Володя, это ты подпел?». Мулявин стоял и улыбался. Тогда Нелли произнесла слова, возможно, изменившие судьбу Владимира Мулявина: «Володя, да тебе петь надо!».
В 1968 году музыканты-сослуживцы создали ВИА «Лявоны»,.
 «ПЕСНЯРЫ 70-х»
Именно Мулявин с «Песнярами» всколыхнул у всей страны интерес к народным белорусским песням, на тот момент уже почти забытым. Его всегда живо интересовала народная культура. Владимир не считал ее для себя чужой, и учил белорусский язык специально для того, чтобы лучше понимать народные напевы Беларуси. Владимир Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали пер-вой группой, с которой начался жанр ВИА». 
В то время для артистов эстрады существовали строжайшие правила, у них не должно было быть длинных волос, усов и бород, им полагалось выступать в строгой одежде. Белорусские музыканты этим стандартам совсем не соответствовали, их «патлатые» головы, знаменитые мулявинские усы и цветные костюмы никак не могли понравиться столичному руководству. Но Мулявину удалось убедить все руководство, что внешний вид коллектива – это часть образа и часть народного белорусского костюма.  
В то время изредка попадавшие в СССР западные песни заучивались «на слух», а их слова нещадно коверкались, но с белорусским языком так поступать было неудобно, и люди по всему Советскому Союзу шли в книжные магазины, покупали русско-белорусские словари, чтобы понимать, о чём поют «Песняры». Ни одним артистам кроме ВИА «Песняры» не удавалось вызвать такой интерес к белорусскому языку. 
Примерно в это же время к ансамблю присоединился старший брат Владимира Мулявина - Валерий, специально приехавший в Беларусь из Сибири. Но в 1973 году, во время гастролей по Ялте, произошла трагедия. В день концерта, на который были раскуплены все билеты, пришло известие о гибели Валерия.  «Песняры» хотели отменить концерт, слишком тяжело было играть после такого несчастья, но администрация их уговорила отыграть концерт. Последнее слово было за Владимиром, и он решил не отменять выступление. Выступление «Песняров» началось песней «Белая Русь ты моя» Уже на первых аккордах Мулявин поник, а в середине песни повернулся спиной к микрофону. Музыканты видели, как по его лицу градом текут слёзы. Песню допеть Мулявин не смог, и лишь играл на гитаре.
 «Песняров» называли в СССР русскими «Битлз». Рекламой нового и очень перспективно-го ансамбля занялось Центральное телевидение. На одном из концертов ведущий Игорь Кириллов, коверкая незнакомые белорусские слова, объявил композицию «Песняров» «Касiв Ясь канюшину» . Песня поражала слушателей с первых аккордов. Слова в ней были народные, но в непривычной для советской эстрады рок-обработке.
За всё время существования ансамбля в нём сменилось более полусотни музыкантов. Главным условием, которому они должны были соответствовать, был талант. Без яркого, безусловного и сильного таланта попасть в группу было невозможно. От своих талантливых музыкантов Мулявин требовал стопроцентной отдачи. Леонид Борткевич в 1980 году покинул своего учителя и уехал в Америку вместе с женой, гимнасткой Ольгой Корбут. Но жизнь за границей у него не задалась, и он вернулся на Родину уже в начале нового тысячелетия, на закате «Песняров», и даже не ожидал, что Мулявин вновь предложит ему петь песню «Берёзовый сок». Зал встречал «блудного сына» стоя, бешеными овациями. 
В 1970-х годах «Песняры» переживали самый расцвет своей славы, их обожали, приглашали во все города Советского Союза, и руководство страны было обеспокоено столь высокой популярностью ансамбля. Из двух путей – придушить группу или приручить – был выбран второй. С властью музыкант не боролся, но на компромиссы в творчестве не шёл. Он пел патриотические песни без фальши и пафоса, искренне и как всегда – талантливо.  
Во всём, что касалось творчества, Мулявин был непреклонен и от принципов своих не от-ступал. Так, например, он никогда не выступал в ресторанах, даже за большие деньги. В ответ на такие предложения он говорил: «Никогда не буду петь перед жующей публикой «Песняры» стали первой советской группой, выступившей в Америке, а американская пресса назвала «Песняров» группой, которая заслужила, чтобы ей аплодировали стоя.
Владимир Мулявин был настоящим творцом, и его нельзя было заставить делать то, что он сам делать не хотел. Когда «Песняров» пытались заставить петь лишь по-белорусски, Мулявин принципиально сделал наоборот. Несмотря на трения с властью, по количеству гастролей «Песнярам» не было равных групп во всём Советском Союзе.
Для Мулявина музыка была чем-то большим, чем просто сочетанием аккордов – он был с ней единым целым, сливался с песнями. Талантливых исполнителей для «Песняров» он находил везде – в других группах, ресторанах, порой ему достаточно было случайно услышать человека для того, чтобы потом пригласить его в группу. Так попал в ансамбль и Анатолий Кашепаров .
 «Песняры» в середине 1970-х годов были уже настолько популярны, что попасть в группу считалось невероятным везением. Но всенародная и даже всемирная слава не могли заставить Мулявина заболеть «звёздной болезнью», он по-прежнему был скромным, весёлым и простым человеком. Муля – называли его коллеги, родные и близкие.
Теперь вот отдалились времена,
И прошлых дней уже не будет,
Но сердцу дорогие имена
Народ советский не забудет.
Остались фильмы , записи , пластинки –
Всего я перечислить не берусь.
Народной жизни сцены и картинки,
Которыми богата Беларусь.
"Промчались печальные годы...",
Но я бы об этом иначе сказал:
Мои все в прошлое походы,
Возвращали меня в переполненный зал
 Песняры и литература

 В 1976 г. подготовлена фолкопера-притча «Песня пра долю» по поэме Я. Купалы «Адвечная песня», музыка В. Мулявина, либретто и постановка В. Яшкина,
В начале 1977 г. началась подготовка, а в 1978 г. прошла премьера спектакля «Гусляр» по мотивам поэмы Я. Купалы «Курган». И. Лученок написал ораторию для дипломной работы в консерватории, а Мулявин переработал ее для рок-ансамбля.
В 1980 г.- календарно-обрядовая программа из 20 народных песен, , в 1982 и 1988 гг. — программы из песен и романсов на стихи Я. Купалы, а всего их было четыре со стихами любимого поэта.
К 40-летию Победы в 1984 г. подготовлена программа «Через всю войну» на стихи поэтов-фронтовиков Твардовского, Кульчицкого, Гудзенко, Кислика, Прокофьева, Купалы, Огнецвет, Бородулина.  
В 1987 г. появилась программа «Во весь голос». «Мы понимаем, что для многих в зале поэзия Маяковского и наш ансамбль — просто несовместимы. Два года работы над спектаклем убедили нас в обратном. Сегодня встреча с вами поможет нам узнать, кто прав…» «Мы жили тогда в переходное время — время консерватизма в духовной и социальной жизни, и, видно не случайно В. Мулявин выбрал для себя Маяковского, поэта-подрывника, который все взрывал…».
Премьера программы «Вянок» к 100-летию со дня рождения М. Богдановича, состоялась в Нью-Йорке в зале библиотеки ООН в 1991 г. Когда прозвучали песни «Ой, чаму я стаў паэтам», «Краю мой родны! Як выкляты богам…», «На чужыне», «Слуцкія ткачыхі», «Лявоніха», «Зорка Венера», «Пагоня», всегда сдержанные дипломаты не скрывали эмоций. Аранжировка песен подготовлена О. Молчаном.
25-летие ансамбля было отмечено программой «Голос души» с Камерным хором и фольклорно-этнографическим ансамблем «Хорошки», представленной на Славянском базаре в Витебске в 1994 г. В ней также приняли участие А. Кашепаров, В. Яшкин, А. Пугачева и многие другие, кто хотел пожелать «Песнярам» долгих творческих лет жизни.
Владимир Мулявин всегда был свободен в творчестве, поэтому свобода для него — простое и естественное состояние, как сама жизнь. Это подтверждает программа «Вольность. Казацкая вольница».
ПЕСНЯРЫ 80-х -2000-х
Являюсь я поклонником-фанатом,
Мулявина, Ткаченко, Паливоды...
К их музыке приходят люди сами,
Давая чувствам полную свободу,
И их готовы слушать мы часами:
Мулявина, Ткаченко, Паливоду...
Не хочется кого-нибудь обидеть –
Иных вы не найдете в этом списке,
Нам так приятно всех их видеть
Всегда живыми, не на обелиске.
Но время не стоит на месте –
Об этом даже спорят и гадают.
Уже вас не увидим вместе –
На небе звезды тоже пропадают...
Спустя десять лет после неожиданного взлёта «Песняров» один за другим из коллектива начали уходить те, с кем Мулявин начинал работать. Вначале покинул коллектив Борткевич, а вслед за ним и Анатолий Кашепаров,. В 1999 году во Флориде он встретил Мулявина, и они вместе разговаривали о новых проектах. Но этим планам не суждено было сбыться. В 1981 году покинул ансамбль Леонид Тышко, а в 1988 году –Александр Демешко. Распад коллектива происходил постепенно, Мулявин несколько лет старался спасти любимое «детище», но тщетно. Люди, которые боготворили своего руководителя, разделяли с ним славу, не смогли поддержать его в сложный период, и не смогли остаться с ним. Позже музыканты обвиняли Мулявина в том, что он перестал заниматься группой, и у нее было мало концертов. Но в 1990-е годы концертов было мало у всех. Мулявин же, придавленный грузом ухода близких людей, проблемами в группе, всё больше уходил в себя. За всё время существования «Песняров» - более тридцати лет – Мулявин написал более десяти неповторимых, уникальных и талантливых музыкальных программ. Но в последние годы существования группы новых песен они уже не исполняли, ездили со старым, привычным и любимым народом репертуаром.
Последний диск с новыми песнями был записан им в 1994 году в Голландии. Тем временем в родном Минске музыканты существовали в нищенских условиях, репетировали в двух комнатах школы-интерната для глухонемых детей, со старыми инструментами. В 1997 году, когда сломался единственный студийный магнитофон, Мулявин написал резкую записку в министерство. Ответом стал приказ об отстранении Мулявина от должности директора ансамбля. Мулявин оставался на должности художественного руководителя, а должность директора занял бывший участник группы Владислав Мисевич. Мулявин говорил, что очень устал и не хочет жить, а артисты эстрады подписали просьбу президенту Лукашенко разобраться с ситуацией. Мулявина восстановили в должности, но вслед за Мисевичем ушли и остальные музыканты.
Мулявин остался один, и набрал коллектив заново, после чего тридцатилетие группы было отпраздновано концертом в «Олимпийском» и закладкой звезды Мулявина на Аллее Славы. В 2001 году президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил Мулявину высшую белорусскую награду - орден Франциска Скорины. Но, несмотря на славу и множество поклонников, Владимир Мулявин всю жизнь был очень одиноким человеком, он сам говорил, что вне творчества он скучный, погружённый в себя человек. Возможно, единственным по-настоящему близким человеком был брат Мулявина Валерий, так рано погибший.
14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в автомобильную аварию, в результате которой получил тяжелейшие травмы.Он попал в реанимацию, вскоре из Минска был переведен в Москву в больницу имени Бурденко, где проходил курс реабилитации, пытался сам есть, двигал руками, делал попытки встать. Мулявин мечтал вернуться в коллектив, его даже посетили журналисты и взяли интервью.
Леонид Борткевич рассказывал: «Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы «Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя. Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его…».

Несмотря на усилия врачей, Владимир Мулявин ушел из жизни 26 января 2003 года в возрасте 62-х лет. Прощание с ним прошло в Москве, и по просьбе множества людей - в Минске. 

Владимир Мулявин был похоронен в Минске на Восточном кладбище. 

Вот  этот долгий временной отрезок
Вскрыл много разной грязи-фальши.
Забыты, временно, аккордов сладких звуки,
Стонали все от долгой спорной трели:
Тряслись от нервов слабых даже руки,
Когда на них порой испуганно смотрели.
Со временем остыли ваши страсти,
Не знали вы теперь за что-же браться.
Друг другу вы не говорили: "Здрасьте!..."
Вас было очень жаль, поверьте братцы!
Хотелось музыки живой как прежде –
Скорее позабыть о пошлом.
Вы шли вперед к мечте, к надежде,
Которая осталась где-то в прошлом.
Вновь появились диски на прилавках,
Вы в чем-то очень даже преуспели:
При нынешних ваших зарплатах-ставках,
Неплохо, кажется, вы пели.
В конце я мог бы подчеркнуть:
Я видел все из рамок узких.
Таким был ваш нелегкий путь
От "Песняров" простых, до "Белорусских".
Когда Владимир Мулявин попал в аварию и лежал в реанимации, стало ясно: у «Песняров» в скором времени появится новый руководитель. Назначение Валерия Скороженка художественным руководителем прославленного коллектива для многих стало неожиданностью. Из интервью с Валерием Скороженком:
— Самое сложное в первое время было не сойти с ума от того, как на нас ополчилась пресса. Все пытались раздуть скандал. Но нас ничем разрушить невозможно. «Песняры» — единый кулак, поэтому и выстояли.
- Так произошел раскол ансамбля. Ушедшие музыканты организавали ансамбль «Белорусские песняры». У них другая музыка. Это хорошая и высокопрофессиональная музыка, но она другая.

После раскола в ансамбле Владимир Георгиевич набирал новый состав. Я позвонил по телефону, и он пригласил на прослушивание. Потом сказал: «Ты по всем параметрам нам подходишь, имеешь право работать в «Песнярах».
Он передавал мне свое дело.
— Я это чувствовал подсознательно. У нас негласная связь сразу образовалась. Души наши потянулись друг к другу. Вместе храмы на гастролях посещали. Молча приходили и молча молились. 
У нас была интересная ситуация с нашим новым составом «Песняров». Накануне первого концерта в Минске решили съездить на кладбище к Учителю. Была сырая и очень ветреная погода. Мы зажгли свечи, они в руках гасли. Когда мы эти свечи поставили на могилу, ни одна не потухла, хотя ветер усилился. Я понял: сверху Владимир Георгиевич благословил этот коллектив. Значит, принял.
Когда я выхожу на сцену, мне кажется, Владимир Георгиевич стоит за спиной и на нас смотрит. Особенно это бывает, когда проводятся концерты его памяти, когда на сцене стоит его гитара. Я чувствую: Мулявин рядом, наблюдает и проверяет. Он так обычно делал. Отходил вглубь сцены и смотрел.



















l

Комментариев нет:

Отправить комментарий