«Песняр, по моему разумению, не
только собственно профессионализм, это – образ жизни, образ мыслей, образ
поведения»
В.Г.Мулявин
Жизненное кредо В. Г. Мулявина
«Лично меня волнует только одно:
работа. Новые песни, новые программы, непохожие на предыдущие, люди, которые
нас будут слушать. Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в
хвосте. Песня современна лишь тогда, когда она волнует сегодня, а по возрасту
это может быть очень старая песня, как, например, те, что поем мы. Песня станет
для всех, когда в основе ее мысль, волнующая людей, вечная проблема, большое
чувство. Любовь, разлука, горе, радость, тысячи оттенков человеческих чувств и
отношений, отлившиеся в народных песнях слова-формулы, «ходячие» истины».
Заспявай ты мне песню такую,
Каб душу мне паліла яна,
Каб у ёй ты нядолю людскую
I ўсё вычарпаў гора да дна. Я.Колас
Владимир Мулявин родился 12 января
1941 года в Свердловске. Его предки были довольно зажиточными сибирскими
купцами, держали свои магазины и получили хорошее образование, но с приходом
советской власти были раскулачены. Отец Владимира Мулявина, Георгий Мулявин,
был простым рабочим на заводе «Уралмаш», хорошо играл на гитаре, обладал
музыкальным талантом, но рано ушёл из семьи, и матери Владимира, Акулине
Сергеевне, пришлось воспитывать одной троих детей – старшего Валерия, Владимира
и Наташу. Впоследствии Владимир Мулявин вспоминал, что мать почти не видел. Ее
зарплата швеи была очень маленькой, чтобы обеспечить семью Акулине Сергеевне
приходилось много работать и поэтому дети росли самостоятельными. Позже
Владимир Мулявин рассказывал: «Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда
делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо
работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на
заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет».
Владимир рано пристрастился к музыке.
В 12 лет Мулявин самостоятельно освоил
игру на балалайке, затем научился играть на гитаре, и начал этим зарабатывать,
играя в поездах, переходах и на улицах. К 14 годам он неплохо играл не только
на гитаре и балалайке, но и на других струнных инструментах.
Вначале он с женой и дочерью жил в
съёмной квартире, но вскоре получил квартиру от филармонии, под номером
тринадцать. По странному совпадению, его последним адресом был дом номер
тринадцать по улице Беды в Минске. Это была фамилия известного лётчика, но друзья и
близкие артиста позже совпадением это не считали – скорее, роковым стечением
обстоятельств. А тогда, в 1960-х годах Владимир Мулявин был молод, востребован
как музыкант и занимался любимым делом. В то время Владимира больше других
жанров начала привлекать народная музыка.
ЛЯВОНЫ
"Лявонам"
Живая музыка
покуда не забыта,
И парни не
забыты – балагуры.
Связала вас
и музыка и дружба,
Мы помним
задушевных песен звоны.
Прощай пора
солдатская и служба,
Вы многим ей
обязаны – "Лявоны".
В своем пути
вы были непокорны –
Мир музыки к
себе так славно манит.
В земле
черпали вы истоки-корни,
Земля всегда
права и не обманет.
Проникли в
душу глубоко и крепко,
Не думайте,
что это снятся сны.
То плачет
одиноко ваша скрипка,
То гнутся у
дороги три сосны.
Звучали
песни для людей набатом,
Постой
"Лявон", немного поостынь.
Войну я
вовсе не прожил солдатом,
Но вижу
словно наяву Хатынь.
Улыбку
дополняли вы усами –
Они врастали
в ваши лица.
Вы выбрали
свою дорогу сами,
Ну как за
вас не помолиться?
В 1965 году
Владимир Мулявин был призван в армию, служил под Минском, но даже в армии
Мулявин не оставлял занятия музыкой, создал вокальный квартет и принимал
участие в организации ансамбля Белорусского военного округа. Именно там, в
армии, собрался первый состав будущей группы «Песняры» Вспоминал Владислав
Мисевич: «Служили мы в разных ротах, но место репетиций было у всех общее – Дом
офицеров. Там танцевали, играли разную музыку … подслушивали тайком «Голос
Америки», джазовые композиции. Уже тогда Володя был потрясающим
аранжировщиком!».
На одном из
выступлений коллектив Мулявина аккомпанировал народной артистке Белоруссии
Нелли Богуславской. И однажды она попросила, чтобы ей кто-нибудь подпел одну
фразу. Услышав вокал Мулявина, она спросила: «Володя, это ты подпел?». Мулявин
стоял и улыбался. Тогда Нелли произнесла слова, возможно, изменившие судьбу
Владимира Мулявина: «Володя, да тебе петь надо!».
В 1968 году
музыканты-сослуживцы создали ВИА «Лявоны»,.
«ПЕСНЯРЫ 70-х»
Именно
Мулявин с «Песнярами» всколыхнул у всей страны интерес к народным белорусским
песням, на тот момент уже почти забытым. Его всегда живо интересовала народная
культура. Владимир не считал ее для себя чужой, и учил белорусский язык
специально для того, чтобы лучше понимать народные напевы Беларуси. Владимир
Мулявин рассказывал: «Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в
том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные
песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха
потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали пер-вой группой, с
которой начался жанр ВИА».
В то время
для артистов эстрады существовали строжайшие правила, у них не должно было быть
длинных волос, усов и бород, им полагалось выступать в строгой одежде.
Белорусские музыканты этим стандартам совсем не соответствовали, их «патлатые»
головы, знаменитые мулявинские усы и цветные костюмы никак не могли понравиться
столичному руководству. Но Мулявину удалось убедить все руководство, что
внешний вид коллектива – это часть образа и часть народного белорусского
костюма.
В то время
изредка попадавшие в СССР западные песни заучивались «на слух», а их слова
нещадно коверкались, но с белорусским языком так поступать было неудобно, и
люди по всему Советскому Союзу шли в книжные магазины, покупали
русско-белорусские словари, чтобы понимать, о чём поют «Песняры». Ни одним
артистам кроме ВИА «Песняры» не удавалось вызвать такой интерес к белорусскому
языку.
Примерно в
это же время к ансамблю присоединился старший брат Владимира Мулявина - Валерий, специально приехавший в Беларусь из
Сибири. Но в 1973 году, во время гастролей по Ялте, произошла трагедия. В день
концерта, на который были раскуплены все билеты, пришло известие о гибели
Валерия. «Песняры» хотели отменить
концерт, слишком тяжело было играть после такого несчастья, но администрация их
уговорила отыграть концерт. Последнее слово было за Владимиром, и он решил не
отменять выступление. Выступление «Песняров» началось песней «Белая Русь ты моя» Уже
на первых аккордах Мулявин поник, а в середине песни повернулся спиной к
микрофону. Музыканты видели, как по его лицу градом текут слёзы. Песню допеть
Мулявин не смог, и лишь играл на гитаре.
«Песняров» называли в СССР русскими «Битлз».
Рекламой нового и очень перспективно-го ансамбля занялось Центральное
телевидение. На одном из концертов ведущий Игорь Кириллов, коверкая незнакомые
белорусские слова, объявил композицию «Песняров» «Касiв Ясь канюшину» . Песня поражала слушателей с первых аккордов. Слова в ней были народные, но в
непривычной для советской эстрады рок-обработке.
За всё время
существования ансамбля в нём сменилось более полусотни музыкантов. Главным
условием, которому они должны были соответствовать, был талант. Без яркого,
безусловного и сильного таланта попасть в группу было невозможно. От своих
талантливых музыкантов Мулявин требовал стопроцентной отдачи. Леонид Борткевич в
1980 году покинул своего учителя и уехал в Америку вместе с женой, гимнасткой
Ольгой Корбут. Но жизнь за границей у него не задалась, и он вернулся на Родину
уже в начале нового тысячелетия, на закате «Песняров», и даже не ожидал, что
Мулявин вновь предложит ему петь песню «Берёзовый
сок». Зал встречал «блудного сына» стоя, бешеными овациями.
В 1970-х
годах «Песняры» переживали самый расцвет своей славы, их обожали, приглашали во
все города Советского Союза, и руководство страны было обеспокоено столь
высокой популярностью ансамбля. Из двух путей – придушить группу или приручить
– был выбран второй. С властью музыкант не боролся, но на компромиссы в
творчестве не шёл. Он пел патриотические песни без фальши и пафоса, искренне и
как всегда – талантливо.
Во всём, что
касалось творчества, Мулявин был непреклонен и от принципов своих не от-ступал.
Так, например, он никогда не выступал в ресторанах, даже за большие деньги. В
ответ на такие предложения он говорил: «Никогда не буду петь перед жующей
публикой «Песняры» стали первой советской группой, выступившей в Америке, а
американская пресса назвала «Песняров» группой, которая заслужила, чтобы ей
аплодировали стоя.
Владимир
Мулявин был настоящим творцом, и его нельзя было заставить делать то, что он
сам делать не хотел. Когда «Песняров» пытались заставить петь лишь
по-белорусски, Мулявин принципиально сделал наоборот. Несмотря на трения с
властью, по количеству гастролей «Песнярам» не было равных групп во всём
Советском Союзе.
Для Мулявина
музыка была чем-то большим, чем просто сочетанием аккордов – он был с ней
единым целым, сливался с песнями. Талантливых исполнителей для «Песняров» он
находил везде – в других группах, ресторанах, порой ему достаточно было
случайно услышать человека для того, чтобы потом пригласить его в группу. Так
попал в ансамбль и Анатолий Кашепаров
.
«Песняры» в середине 1970-х годов были уже
настолько популярны, что попасть в группу считалось невероятным везением. Но
всенародная и даже всемирная слава не могли заставить Мулявина заболеть
«звёздной болезнью», он по-прежнему был скромным, весёлым и простым человеком.
Муля – называли его коллеги, родные и близкие.
Теперь вот
отдалились времена,
И прошлых
дней уже не будет,
Но сердцу
дорогие имена
Народ
советский не забудет.
Остались
фильмы , записи , пластинки –
Всего я
перечислить не берусь.
Народной
жизни сцены и картинки,
Которыми
богата Беларусь.
"Промчались
печальные годы...",
Но я бы об
этом иначе сказал:
Мои все в
прошлое походы,
Возвращали
меня в переполненный зал
Песняры и литература
В 1976 г. подготовлена фолкопера-притча «Песня
пра долю» по поэме Я. Купалы «Адвечная песня», музыка В. Мулявина, либретто и
постановка В. Яшкина,
В начале
1977 г. началась подготовка, а в 1978 г. прошла премьера спектакля «Гусляр» по
мотивам поэмы Я. Купалы «Курган». И. Лученок написал ораторию для дипломной
работы в консерватории, а Мулявин переработал ее для рок-ансамбля.
В 1980 г.-
календарно-обрядовая программа из 20 народных песен, , в 1982 и 1988 гг. —
программы из песен и романсов на стихи Я. Купалы, а всего их было четыре со
стихами любимого поэта.
К 40-летию
Победы в 1984 г. подготовлена программа «Через всю войну» на стихи
поэтов-фронтовиков Твардовского, Кульчицкого, Гудзенко, Кислика, Прокофьева,
Купалы, Огнецвет, Бородулина.
В 1987 г.
появилась программа «Во весь голос». «Мы понимаем, что для многих в зале поэзия
Маяковского и наш ансамбль — просто несовместимы. Два года работы над
спектаклем убедили нас в обратном. Сегодня встреча с вами поможет нам узнать,
кто прав…» «Мы жили тогда в переходное время —
время консерватизма в духовной и социальной жизни, и, видно не случайно В.
Мулявин выбрал для себя Маяковского, поэта-подрывника, который все взрывал…».
Премьера
программы «Вянок» к 100-летию со дня рождения М. Богдановича, состоялась в
Нью-Йорке в зале библиотеки ООН в 1991 г. Когда прозвучали песни «Ой, чаму я
стаў паэтам», «Краю мой родны! Як выкляты богам…», «На чужыне», «Слуцкія ткачыхі», «Лявоніха», «Зорка
Венера», «Пагоня», всегда сдержанные дипломаты не скрывали эмоций. Аранжировка
песен подготовлена О. Молчаном.
25-летие
ансамбля было отмечено программой «Голос души» с Камерным хором и
фольклорно-этнографическим ансамблем «Хорошки», представленной на Славянском
базаре в Витебске в 1994 г. В ней также приняли участие А. Кашепаров, В. Яшкин,
А. Пугачева и многие другие, кто хотел пожелать «Песнярам» долгих творческих
лет жизни.
Владимир
Мулявин всегда был свободен в творчестве, поэтому свобода для него — простое и
естественное состояние, как сама жизнь. Это подтверждает программа «Вольность.
Казацкая вольница».
ПЕСНЯРЫ 80-х -2000-х
Являюсь я
поклонником-фанатом,
Мулявина,
Ткаченко, Паливоды...
К их музыке
приходят люди сами,
Давая
чувствам полную свободу,
И их готовы
слушать мы часами:
Мулявина,
Ткаченко, Паливоду...
Не хочется
кого-нибудь обидеть –
Иных вы не
найдете в этом списке,
Нам так
приятно всех их видеть
Всегда
живыми, не на обелиске.
Но время не
стоит на месте –
Об этом даже
спорят и гадают.
Уже вас не
увидим вместе –
На небе
звезды тоже пропадают...
Спустя
десять лет после неожиданного взлёта «Песняров» один за другим из коллектива
начали уходить те, с кем Мулявин начинал работать. Вначале покинул коллектив
Борткевич, а вслед за ним и Анатолий Кашепаров,. В 1999 году во Флориде он
встретил Мулявина, и они вместе разговаривали о новых проектах. Но этим планам
не суждено было сбыться. В 1981 году покинул ансамбль Леонид Тышко, а в 1988
году –Александр Демешко. Распад коллектива происходил постепенно, Мулявин
несколько лет старался спасти любимое «детище», но тщетно. Люди, которые
боготворили своего руководителя, разделяли с ним славу, не смогли поддержать
его в сложный период, и не смогли остаться с ним. Позже музыканты обвиняли
Мулявина в том, что он перестал заниматься группой, и у нее было мало
концертов. Но в 1990-е годы концертов было мало у всех. Мулявин же,
придавленный грузом ухода близких людей, проблемами в группе, всё больше
уходил в себя. За всё время существования «Песняров» - более тридцати лет –
Мулявин написал более десяти неповторимых, уникальных и талантливых музыкальных
программ. Но в последние годы существования группы новых песен они уже не
исполняли, ездили со старым, привычным и любимым народом репертуаром.
Последний
диск с новыми песнями был записан им в 1994 году в Голландии. Тем временем в
родном Минске музыканты существовали в нищенских условиях, репетировали в двух
комнатах школы-интерната для глухонемых детей, со старыми инструментами. В 1997
году, когда сломался единственный студийный магнитофон, Мулявин написал резкую
записку в министерство. Ответом стал приказ об отстранении Мулявина от
должности директора ансамбля. Мулявин оставался на должности художественного
руководителя, а должность директора занял бывший участник группы Владислав
Мисевич. Мулявин говорил, что очень устал и не хочет жить, а артисты эстрады
подписали просьбу президенту Лукашенко разобраться с ситуацией. Мулявина
восстановили в должности, но вслед за Мисевичем ушли и остальные музыканты.
Мулявин
остался один, и набрал коллектив заново, после чего тридцатилетие группы было
отпраздновано концертом в «Олимпийском» и закладкой звезды Мулявина на Аллее
Славы. В 2001 году президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил Мулявину
высшую белорусскую награду - орден Франциска Скорины. Но, несмотря на славу и
множество поклонников, Владимир Мулявин всю жизнь был очень одиноким человеком,
он сам говорил, что вне творчества он скучный, погружённый в себя человек.
Возможно, единственным по-настоящему близким человеком был брат Мулявина
Валерий, так рано погибший.
14 мая 2002 года Владимир Мулявин попал в
автомобильную аварию, в результате которой получил тяжелейшие травмы.Он попал
в реанимацию, вскоре из Минска был переведен в Москву в больницу имени
Бурденко, где проходил курс реабилитации, пытался сам есть, двигал руками,
делал попытки встать. Мулявин мечтал вернуться в коллектив, его даже посетили
журналисты и взяли интервью.
Леонид Борткевич рассказывал: «Муля был
патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы
«Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек,
тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя. Мулявин вообще был
гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он
ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в
простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так,
чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого
и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на
износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке,
берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое
здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его…».
Несмотря на усилия врачей, Владимир Мулявин ушел из жизни 26 января 2003 года в возрасте 62-х лет. Прощание с ним прошло в Москве, и по просьбе множества людей - в Минске.
Владимир Мулявин был похоронен в Минске на Восточном кладбище.
Несмотря на усилия врачей, Владимир Мулявин ушел из жизни 26 января 2003 года в возрасте 62-х лет. Прощание с ним прошло в Москве, и по просьбе множества людей - в Минске.
Владимир Мулявин был похоронен в Минске на Восточном кладбище.
Вот этот долгий временной отрезок
Вскрыл много
разной грязи-фальши.
Забыты,
временно, аккордов сладких звуки,
Стонали все
от долгой спорной трели:
Тряслись от
нервов слабых даже руки,
Когда на них
порой испуганно смотрели.
Со временем
остыли ваши страсти,
Не знали вы
теперь за что-же браться.
Друг другу
вы не говорили: "Здрасьте!..."
Вас было
очень жаль, поверьте братцы!
Хотелось
музыки живой как прежде –
Скорее
позабыть о пошлом.
Вы шли
вперед к мечте, к надежде,
Которая
осталась где-то в прошлом.
Вновь
появились диски на прилавках,
Вы в чем-то
очень даже преуспели:
При нынешних
ваших зарплатах-ставках,
Неплохо,
кажется, вы пели.
В конце я
мог бы подчеркнуть:
Я видел все
из рамок узких.
Таким был
ваш нелегкий путь
От
"Песняров" простых, до "Белорусских".
Когда Владимир Мулявин попал в аварию и лежал в реанимации, стало ясно: у
«Песняров» в скором времени появится новый руководитель. Назначение Валерия Скороженка художественным руководителем
прославленного коллектива для многих стало неожиданностью. Из интервью с
Валерием Скороженком:
— Самое сложное в первое время было не сойти с ума от того, как на нас
ополчилась пресса. Все пытались раздуть скандал. Но нас ничем разрушить
невозможно. «Песняры» — единый кулак, поэтому и выстояли.
- Так произошел раскол ансамбля. Ушедшие музыканты организавали ансамбль
«Белорусские песняры». У них другая музыка. Это хорошая и
высокопрофессиональная музыка, но она другая.
После раскола в ансамбле Владимир Георгиевич набирал новый состав. Я
позвонил по телефону, и он пригласил на прослушивание. Потом сказал: «Ты по
всем параметрам нам подходишь, имеешь право работать в «Песнярах».
Он передавал мне свое дело.
— Я это чувствовал подсознательно. У нас негласная связь сразу образовалась.
Души наши потянулись друг к другу. Вместе храмы на гастролях посещали. Молча
приходили и молча молились.
У нас была интересная ситуация с нашим новым составом «Песняров». Накануне
первого концерта в Минске решили съездить на кладбище к Учителю. Была сырая и
очень ветреная погода. Мы зажгли свечи, они в руках гасли. Когда мы эти свечи
поставили на могилу, ни одна не потухла, хотя ветер усилился. Я понял: сверху
Владимир Георгиевич благословил этот коллектив. Значит, принял.
Когда я выхожу на сцену, мне кажется, Владимир Георгиевич стоит за спиной и
на нас смотрит. Особенно это бывает, когда проводятся концерты его памяти,
когда на сцене стоит его гитара. Я чувствую: Мулявин рядом, наблюдает и
проверяет. Он так обычно делал. Отходил вглубь сцены и смотрел.
l
Комментариев нет:
Отправить комментарий